В детей нужно верить,
искренне их любить, окружать заботой, отдавая себя без остатка, - и тогда из
них получатся настоящие люди с сильным характером и добрым сердцем. Особенно,
если эти дети воспитываются в школе-интернате, им это все нужно вдвойне.
Именно этому важному делу - воспитанию детей посвятила свою жизнь Любовь
Михайловна Гурьева, которая проработала воспитателем в школе-интернате 36 лет.
«Родилась я в Мордовии
в с. Рузаевка в 1934 году. Училась там же в начальной школе. Совсем молодым в
37 лет умер мой отец. Я вместе с бабушкой, мамой и сестрами переехала в
с.Атрать, где мама устроилась на работу бухгалтером в колхоз. На наше счастье
нам сразу выделили жилплощадь, где мы разместились. Помимо
этого, колхоз помогал
нам
продуктами, завели
хозяйство - вот так и началась новая жизнь.
Недолго мы радовались,
при очередной проверке в кассе колхоза обнаружилась недостача, во всем обвинили
мою маму и заключили ее под арест. С этого момента началась совершенно другая
жизнь. Я как самая младшая из сестер попала в детский дом. Бабушка в силу
возраста была не в силах меня воспитывать, а старшие сестры еще неуверенно
стояли на ногах. Помню, когда забрали маму, в доме не было и корки хлеба, но до
этого не было и дела представителям власти, которые пришли искать казенные
деньги. Соседка, сжалившись над нами, принесла нам поесть. Директор совхоза,
желая помочь, спросил, кем бы я хотела стать? В то время очень хотелось
поступить в музыкальное училище, но все, что он мог для меня сделать, это
отправить в Порецкую школу-интернат, где было педучилище.
Наверное, с тех пор родилась
мечта: связать свою жизнь с педагогикой, воспитывать детей, дарить им заботу и
тепло, так необходимые и мне в то время», - рассказывает о своем непростом
детстве Любовь Михайловна.
После окончания педучилища
она поступает в Канаш- ский учительский институт. На первом курсе выходит замуж
за Юрия Александровича Гурьева.
Окончив институт,
возвращается в свой, уже ставший родным, интернат, где начинает свой трудовой
путь с должности вожатой. За время своей педагогической карьеры она работала и
учителем начальных классов, русского языка и литературы, но большую часть
времени она была воспитателем.
«Работа воспитателем
мне всегда была ближе, нежели быть педагогом-предметником. Но когда наш
директор меня отправлял восполнять прорыв: заменить отсутствующих или
заболевших, я никогда не отказывалась», - откровенничает Л.Гурьева.
Работа воспитателя на
первый взгляд не так заметна, как у педагогов-предметников. Чтобы научить
ребенка обычным жизненным навыкам, требуются годы, колоссальное терпение и
доброе сердце. И, конечно, важен собственный пример: научить шить, следить за
одеждой и обувью, не заставлять, а выработать из этого привычку.
«Дети к нам поступали
из Ядринского дома-малютки в возрасте семи-восьми лет. Они всегда были
удивительно красивые и такие беззащитные. Группы были большие, до 30 человек.
Мы работали вдвоём. Практически круглые сутки нам приходилось находиться вместе
с детьми: помогали с уроками, одевали, обували».
Государство, конечно,
обеспечивало одеждой и всем необходимым. Но бездушная бюрократическая машина
не учитывала, что носки, которые
выдавались с расчётом
на
месяц, могли порваться
раньше, а выдаваемые варежки в количестве одной пары быстро становились
мокрыми. Нельзя высчитать в цифрах количество доброты и заботы на одно детское
сердце. Здесь приходили на помощь воспитатели: штопали носки, кроили из старых
пальтишек варежки, чтобы ладошки каждого ребенка были согреты теплом. Поэтому и
прирастали дети сердцем к своим воспитателям, и потом, когда жизнь их
разбросала в разные уголки страны, летели отовсюду к Любови Михайловне
сердечные приветы ее многочисленных детей. «Дорогой Любови Михайловне...» - с
благоговением выводили воспитанники. Открытки, письма, а теперь уже и
видео-обращения бесконечным потоком стекаются в ее дом. Многие заезжают,
теперь уже семьями, целыми выпусками, не забывая воздать слова благодарности
той, кто заменил им самого близкого и родного человека - маму.
Помимо своих основных
обязанностей, Любовь Михайловна руководила кукольным театром. Писала сценарии
для постановок, аккомпанировала
на гармони, совместно с ребятами делала декорации.
«В наше время люди из
Москвы сумками колбасу возили, а я - куклы для театра. Здесь их взять было
негде, а так хотелось обновить реквизит, так как дети с увлечением разучивали
роли, давали спектакли. Затем у нас были «гастроли»: ходили по садам и школам с
представлениями.
Мне часто задавали вопрос:
как же я здесь работаю? Наверное, я по-особенному чувствовала этих детей, так
как сама была на их месте. Я всегда находила с ними общий язык. Бывало, что
дети поступали уже взрослыми, им было тяжелее освоиться, но и в этом случае
доброта и ласка делали своё дело - и дети оттаивали», - признается героиня.
Все навыки, которые мы
потом применяем в жизни, мы получаем в детстве. Умение трудиться воспитанникам
также прививали воспитатели.
«Начиная с 10-11 лет,
мы
вместе с
воспитанниками выезжали в Сеченовский район, где было подсобное хозяйство в
60 га, на уборку картофеля. Во время работы мы проживали вместе с детьми там
же. Было весело, работали дружно: в дороге туда и обратно пели песни», - вспоминает
Любовь Михайловна, - возле интерната тоже был участок, где за каждым воспитанником
была закреплена грядочка - так вырабатывалось ответственное отношение к
труду.
К сожалению, собственным
детям не получалось уделять достаточно внимания: утром - уроки, вечером - работа
воспитателя, общественная работа, поэтому дочери больше помнят отца», -делится
Любовь Михайловна.
Ее дочери, Татьяна и
Наталья, выросли достойными людьми, получили профессию. Татьяна закончила
педучилище и всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Наталья,
закончив Горьковский мединститут, стала врачом.
За каждым воспитателем
был закреплен определенный кружок по физике, хоровой, который воспитанники с
удовольствием посещали. В субботу по обыкновению проводились для детей вечера
отдыха. Розалинда Григорьевна учила танцам, а Любовь Михайловна
аккомпанировала на баяне, по ее словам, это всегда было весело и увлекательно.
Помимо этого, каждые субботу и воскресенье воспитатели вместе с воспитанниками
посещали детскую библиотеку, где для них проводились мероприятия.
За верность своему
делу Любовь Михайловна награждена значком «Отличник народного просвещения»
(1983 г.) и удостоена звания «Ветеран труда» (1986 г.).
Уже давно она
находится на заслуженном отдыхе, но по-прежнему ведет активный образ жизни: каждодневные
пешие прогулки, общественная деятельность не дают ей сидеть без дела, а ей на
минуточку 89 лет!
В возрасте 84 лет у
нее открылся еще один талант - стихотворный, пришло вдохновение, и красивые,
удивительно легкие строки легли на бумагу. Вот одно из ее стихотворений.
Порецкий край,
моя сторонка, Здесь
прожито немало лет, Здесь было счастье, радость и мгновенья, Но было и немало
бед. Родились дочери,
Наташа с Таней, Росли
и радовали нас, Пришла пора, как птицы улетели, И словно лучик солнышка погас. Здесь
похоронены родные, Отец и мать, любимый муж. Бороться с горем
люди помогали, Мои соседки,
ими я горжусь. Спасибо вам, мои родные, Что не оставили в беде, И добрым словом
вспоминаю О вас я дома
и везде. Теперь моя отрада -
внуки, Три парня - три
богатыря. Дай Бог им счастья, бодрости, здоровья, Не забывайте, я еще жива.