С любовью к работе, с заботой о детях

В детей нужно верить, искренне их любить, окружать заботой, отдавая себя без остатка, - и тогда из них получатся настоящие люди с сильным характером и добрым сердцем. Особен­но, если эти дети воспиты­ваются в школе-интернате, им это все нужно вдвойне. Именно этому важному делу - воспитанию детей посвятила свою жизнь Лю­бовь Михайловна Гурьева, которая проработала вос­питателем в школе-интернате 36 лет.

«Родилась я в Мордовии в с. Рузаевка в 1934 году. Училась там же в начальной школе. Совсем молодым в 37 лет умер мой отец. Я вместе с бабушкой, мамой и сестрами переехала в с.Атрать, где мама устроилась на рабо­ту бухгалтером в колхоз. На наше счастье нам сразу выделили жилплощадь, где мы разместились. Помимо

этого, колхоз помогал нам

продуктами, завели хозяйст­во - вот так и началась новая жизнь.

Недолго мы радовались, при очередной проверке в кассе колхоза обнаружилась недостача, во всем обвини­ли мою маму и заключили ее под арест. С этого момента началась совершенно другая жизнь. Я как самая младшая из сестер попала в детский дом. Бабушка в силу возраста была не в силах меня воспитывать, а старшие сестры еще не­уверенно стояли на ногах. Помню, когда забрали маму, в доме не было и корки хлеба, но до этого не было и дела представителям власти, ко­торые пришли искать казен­ные деньги. Соседка, сжалив­шись над нами, принесла нам поесть. Директор совхоза, желая помочь, спросил, кем бы я хотела стать? В то время очень хотелось поступить в музыкальное училище, но все, что он мог для меня сделать, это отправить в Порецкую школу-интернат, где было педучилище.

Наверное, с тех пор ро­дилась мечта: связать свою жизнь с педагогикой, воспитывать детей, дарить им заботу и тепло, так не­обходимые и мне в то вре­мя», - рассказывает о своем непростом детстве Любовь Михайловна.

После окончания педучи­лища она поступает в Канаш- ский учительский институт. На первом курсе выходит замуж за Юрия Александровича Гу­рьева.

Окончив институт, возвра­щается в свой, уже ставший родным, интернат, где начи­нает свой трудовой путь с должности вожатой. За время своей педагогической карьеры она работала и учителем начальных классов, русского языка и литературы, но боль­шую часть времени она была воспитателем.

«Работа воспитателем мне всегда была ближе, неже­ли быть педагогом-предмет­ником. Но когда наш директор меня отправлял восполнять прорыв: заменить отсут­ствующих или заболевших, я никогда не отказывалась», - откровенничает Л.Гурьева.

Работа воспитателя на пер­вый взгляд не так заметна, как у педагогов-предметников. Чтобы научить ребенка обычным жизненным навыкам, требуются годы, колоссальное терпение и доброе сердце. И, конеч­но, важен собственный пример: научить шить, следить за одеждой и обувью, не заставлять, а выработать из этого привычку.

«Дети к нам посту­пали из Ядринского до­ма-малютки в возрасте семи-восьми лет. Они всегда были удивитель­но красивые и такие без­защитные. Группы были большие, до 30 человек. Мы работали вдвоём. Практически круглые сутки нам приходилось находиться вместе с детьми: помогали с уро­ками, одевали, обували».

Государство, конечно, обеспечивало одеждой и всем необходимым. Но бездушная бюрократи­ческая машина не учиты­вала, что носки, которые

выдавались с расчётом на

месяц, могли порваться рань­ше, а выдаваемые варежки в количестве одной пары быстро становились мокрыми. Нельзя высчитать в цифрах количест­во доброты и заботы на одно детское сердце. Здесь прихо­дили на помощь воспитатели: штопали носки, кроили из ста­рых пальтишек варежки, чтобы ладошки каждого ребенка были согреты теплом. Поэтому и прирастали дети сердцем к своим воспитателям, и потом, когда жизнь их разбросала в разные уголки страны, летели отовсюду к Любови Михайловне сердечные приветы ее многочисленных детей. «Доро­гой Любови Михайловне...» - с благоговением выводили вос­питанники. Открытки, письма, а теперь уже и видео-обращения бесконечным потоком стекают­ся в ее дом. Многие заезжают, теперь уже семьями, целыми выпусками, не забывая воз­дать слова благодарности той, кто заменил им самого близко­го и родного человека - маму.

Помимо своих основных обязанностей, Любовь Михай­ловна руководила кукольным театром. Писала сценарии для постановок, аккомпанировала

на гармони, совместно с ребя­тами делала декорации.

«В наше время люди из Москвы сумками колбасу воз­или, а я - куклы для театра. Здесь их взять было негде, а так хотелось обновить рек­визит, так как дети с увлече­нием разучивали роли, давали спектакли. Затем у нас были «гастроли»: ходили по садам и школам с представлениями.

Мне часто задавали во­прос: как же я здесь работаю? Наверное, я по-особенному чувствовала этих детей, так как сама была на их месте. Я всегда находила с ними об­щий язык. Бывало, что дети поступали уже взрослыми, им было тяжелее освоиться, но и в этом случае доброта и ласка делали своё дело - и дети оттаивали», - признает­ся героиня.

Все навыки, которые мы потом применяем в жизни, мы получаем в детстве. Умение трудиться воспитанникам так­же прививали воспитатели.

«Начиная с 10-11 лет, мы

вместе с воспитанниками вы­езжали в Сеченовский район, где было подсобное хозяйст­во в 60 га, на уборку карто­феля. Во время работы мы проживали вместе с детьми там же. Было весело, рабо­тали дружно: в дороге туда и обратно пели песни», - вспо­минает Любовь Михайловна, - возле интерната тоже был участок, где за каждым вос­питанником была закреплена грядочка - так вырабатыва­лось ответственное отно­шение к труду.

К сожалению, собственным детям не получалось уде­лять достаточно внимания: утром - уроки, вечером - ра­бота воспитателя, общест­венная работа, поэтому до­чери больше помнят отца», -делится Любовь Михайловна.

Ее дочери, Татьяна и На­талья, выросли достойными людьми, получили профессию. Татьяна закончила педучили­ще и всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Наталья, закончив Горьковский мединститут, стала врачом.

За каждым воспитателем был закреплен определен­ный кружок по физике, хоровой, который воспитанники с удовольствием посещали. В субботу по обыкновению про­водились для детей вечера отдыха. Розалинда Григорьев­на учила танцам, а Любовь Ми­хайловна аккомпанировала на баяне, по ее словам, это всегда было весело и увлекательно. Помимо этого, каждые субботу и воскресенье воспитатели вместе с воспитанниками по­сещали детскую библиотеку, где для них проводились ме­роприятия.

За верность своему делу Любовь Михайловна награ­ждена значком «Отличник на­родного просвещения» (1983 г.) и удостоена звания «Ветеран труда» (1986 г.).

Уже давно она находится на заслуженном отдыхе, но по-прежнему ведет активный образ жизни: каждодневные пешие прогулки, обществен­ная деятельность не дают ей сидеть без дела, а ей на мину­точку 89 лет!

В возрасте 84 лет у нее открылся еще один талант - сти­хотворный, пришло вдохнове­ние, и красивые, удивительно легкие строки легли на бумагу. Вот одно из ее стихотворений.

Порецкий край,

моя сторонка, Здесь прожито немало лет, Здесь было счастье, радость и мгновенья, Но было и немало бед. Родились дочери,

Наташа с Таней, Росли и радовали нас, Пришла пора, как птицы улетели, И словно лучик солнышка погас. Здесь похоронены родные, Отец и мать, любимый муж. Бороться с горем

люди помогали, Мои соседки, ими я горжусь. Спасибо вам, мои родные, Что не оставили в беде, И добрым словом

вспоминаю О вас я дома и везде. Теперь моя отрада -

внуки, Три парня - три богатыря. Дай Бог им счастья, бодрости, здоровья, Не забывайте, я еще жива.