Рождение ребенка - это несомненно счастье для всех родителей. Но зачастую, планируя детей, не все родители подходят к этому ответственно, не осознают, что воспитание ребенка — это процесс кропотливый, требующий большой самоотдачи и каждодневного труда. Бывает так, что ребенок вырастает не таким, каким его планировали видеть родители, начинаются проблемы, конфликты. К сожалению, встречаются и такие семьи, в которых родители «забывают», что у них есть дети, что о них нужно заботиться. Это ещё не все причины, по которым дети попадают в детский дом, но одни из частых.
В Порецком детском доме в настоящее время находится 21 воспитанник. Сюда попадают дети из разных семей, с разными судьбами. Они дали нам возможность заглянуть в их жизнь, разделить их переживания, тревоги и надежды. И какими бы комфортными не были условия пребывания в детском доме, и как бы ответственно не относились к своему делу его сотрудники, сколько бы любви и терпения не вкладывали - ничто не сможет им заменить семью.
К сожалению, в обществе стойко существует предубеждение по отношению к приемным семьям. Например, люди могут сомневаться в мотивации таких родителей. Или же в 12-16 лет дети достаточно ярко проявляют свои личностные особенности, и зачастую, уже имеют сформировавшийся характер и устойчивые коммуникативные привычки, во многом связанные с защитным стилем поведения.
Поведение подростка может быть вызывающим, или же он может производить впечатление замкнутого, неразвитого ребенка. В связи с этим потенциальные приёмные родители могут составить о подростке неверное впечатление и, следовательно, есть доля вероятности, что их мотивация к принятию данного подростка в семью резко снизится. Думаю, что многие люди хотели бы взять в семью приёмного ребенка. При этом они часто боятся, что не смогут его полюбить и достойно воспитать. Те же, кто недавно уже принял в семью таких детей, часто пугаются, когда заканчивается эйфория первых дней и начинаются будни, полные проблем и неожиданностей.
В Порецком муниципальном округе существуют замещающие семьи, в которых приёмные родители тоже начинали свой путь, испытывая неуверенность в своих силах. Посещая эти семьи, мы увидели, что они смогли пройти по этому пути, справляясь со всеми трудностями и испытаниями.
Но бывает так, что некоторые приемные родители не справляются и возвращают детей в детское учреждение, а это тяжелое испытание и для ребенка, и для взрослого. Почему все-таки происходят возвраты? Причины здесь разные. В целом - люди не справляются с ситуацией, не . хватает ресурсов, в основном психологических. Однако, отказы - не обязательная инициатива приемных родителей. Ситуации складываются по-разному. Бывает, что ребенок настолько травмирован по линии привязанности, что ему сложно создать новую. Немало детей, которые поначалу изъявили желание уйти из семьи, потом поддерживали отношения с теми, кто предпринял попытку стать приемными родителями, и продолжали общаться ними просто как с хорошими знакомыми. В таких отношениях ребенок чувствует себя комфортнее. Необходимо смотреть на особенности внутри каждой ситуации, которая по-своему сложна. Пэтому так необходимы службы сопровождения приемных семей, куда можно было бы обратиться за помощью.
Независимо от возраста и состояния здоровья, все члены приёмных семей проходят одни и те же этапы: поначалу приходится «притираться» друг к другу, осваивать новый уклад жизни, устанавливать правила и договариваться с близкими. Проблемы у приёмных семей схожие.
Это адаптация ребенка к семье, проблемы с учёбой и поведением, ревность кровных детей, отношение окружающих к приёмной семье и многое другое. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность общения с ребёнком. Поддерживать ребёнка - значит верить в него. В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребёнку как к личности. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Самое главное в отношениях с ребёнком — это искренность. Здесь бывает много ошибок, но ещё больше радости побед. Для детей детского дома это единственная возможность расти и воспитываться в домашних условиях. Результатом такой семьи должно стать главное - счастливые дети.
Наталья ЧИГИРИК, педагог-психолог КОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Порецкий детский дом имени И. Н. Ульянова» Минобразования Чувашии.